Шины сегодня на продаже встретить самые разные. Выбирать их следует в зависимости от марки автомобиля и сезона. Чтобы сделать максимально правильный выбор, нужно понять, что же собой представляют современные шины. Попробуем разобраться в том, какие материалы для их изготовления сейчас используются.
Производители держат рецептуры резинотехнических смесей, которые они используют для производства шин, в секрете, однако основные компоненты известны. Впрочем, никакого смысла делать из этого тайну и нет, поскольку технические характеристики меняются вследствие добавления дополнительных компонентов, которые являются уже вспомогательными и предназначенными для решения конкретных задач. Основа же резинотехнических смесей практически не меняется уже несколько десятилетий. Количество составляющих даже базовых вариантов может быть более двадцати, поэтому расскажем только о самых важных.
Естественно, что в любой шине основным материалом была и остается резина, однако она может быть разной, ведь каучук используется как натуральный, так и синтетический. Последний применяют чаще, поскольку характеристиками и качеством он натуральному не уступает, но при этом значительно дешевле и методы получения его проще. Качество каучука в шине проверить очень просто – стоит только попытаться оторвать с нее один из усиков. Это сделать не получится, если резина для изготовления применялась качественная. Кроме того, можно попробовать провести пальцем по поверхности шины и оценить результат – о неважном ресурсе и посредственном качестве шины будет говорить след, оставшийся на пальце.
Сажа или, говоря научным языком, технический углерод – второе по количеству составляющее любой шины. Около тридцати процентов смеси приходится именно на его долю. Углерод в резинотехнической смеси используется для того, чтобы на молекулярном уровне скрепить отдельные ее компоненты. Шины без него имели бы маленький срок службы, были ненадежными и быстро изнашивались. Вместо сажи производители сейчас все чаще добавляют в смесь серу, однако это, скорее, вопрос их предпочтений, экономической целесообразности и доступности для них конкретного вещества. Разница между ними в технологическом и эксплуатационном плане очень мала.
Кремниевая кислота – еще один возможный заменитель в смеси сажи. Проблема в том, что технический углерод в последнее время постоянно дорожает, поэтому ему активно ищут замену. Впрочем, в профессиональных кругах по поводу использования кремниевой кислоты на данный момент споры пока не утихают. Особенность ее в том, что прочность получаемых с ее помощью изделий снижается, но зато на влажном дорожном покрытии шина проявляет лучшее сцепление. Кроме того, кремниевая кислота является более экологичным вариантом, поскольку вулканизуют такие покрышки перекисями, вред окружающей среде при использовании их наносится меньший.